Результаты исследований силового воздействия колес полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс на рельсы в кривых участках пути
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-4-297-313
EDN: https://elibrary.ru/hrutlq
Аннотация
Введение. Внедрение подвижного состава с повышенными осевыми нагрузками делает вопрос оценки силового воздействия колес на железнодорожный путь более острым и актуальным. В специальной литературе описывается достаточно много методов измерений боковых сил и бокового износа с различной степенью точности. Однако вопрос о том, как правильно расположить измерительные устройства по длине круговой части кривой, на каком расстоянии друг от друга, с какой частотой производить измерения силовых параметров в течение срока эксплуатации данных рельсовых нитей, остается открытым. В статье рассмотрены вопросы воздействия колес полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс на нагруженность и изнашивание рельсовых нитей в кривых разного радиуса.
Материалы и методы. Для анализа и детализации суммарных нагрузок от каждого колеса вагонов на рельсовые нити на втором главном пути Слюдянской дистанции пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры (на спуске) были выбраны две кривые (R298 и R565 м) с почти одинаковыми уклонами и сопоставимыми параметрами эксплуатации. Были выполнены испытания по измерению нагрузки на рельсы на двух опытных участках пути, а также проведены измерительные проезды диагностического комплекса инфраструктуры «Спринтер-Интеграл» (АО «Фирма ТВЕМА») по опытным кривым.
Результаты. Обработке и анализу подлежали данные, полученные для полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс (245, 3 кН). Установлено, что из всех колес, прошедших по участку в кривой R298 м, 58% действуют на внутренний рельс с направлением наружу рельсовой колеи и 42% — внутрь. На внутренний рельс действует средняя боковая сила 37,9 кН, направленная наружу, и 30,9 кН, направленная внутрь. Аналогичные данные были получены и для кривой R565 м. Сопоставление эпюр бокового износа и боковых сил, полученных для обеих кривых, показало синхронность их изменений.
Обсуждение и заключение. Для более полного анализа результатов воздействия колес на рельсы необходимо оценивать воздействие боковых сил, что особенно важно для кривых участков пути.
Ключевые слова
Об авторах
А. Ю. ЛуговскийРоссия
Алексей Юрьевич ЛУГОВСКИЙ, канд. физ.-мат. наук, начальник департамента оптических средств диагностики,
107140, г. Москва, 1-й Красносельский пер., д. 3.
Author ID: 139486.
О. К. Богданов
Россия
Олег Константинович БОГДАНОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, отдел пути и специального подвижного состава,
140402, Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 410.
Список литературы
1. Вериго М.Ф., Коган А.Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Транспорт, 1986. 560 с. [Verigo M.F., Kogan A.Ya. Interaction of track and rolling stock. Moscow: Transport; 1986. 560 p. (In Russ.)].
2. Ромен Ю.С. Взаимодействие пути и экипажа в рельсовой колее. M.: РАС, 2019. 160 с. [Romen Yu.S. Interaction of the path and the crew in the rail track. Moscow: RAS; 2019. 160 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/dprfoa.
3. Ромен Ю.С. Факторы, обуславливающие процессы взаимодействия в системе колесо—рельс при движении поезда в кривых // Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2015. Т. 74, №1. С. 17–26 [Romen Yu. S. Factors Responsible for Wheel — Rail Interaction in Curves. Russian Railway Science Journal. 2015;74(1):17-26. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/tolhqr.
4. Ромен Ю.С., Суслов О.А., Баляева А.А. Определение сил взаимодействия в системе колесо—рельс на основании измерения напряжений в шейке рельса // Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2017. Т. 76, №6. С. 354–361 [Romen Yu.S., Suslov O.A., Balyaeva A.A. Determining the force of interaction in a wheel—rail system based on measuring stresses in rails neck. Russian Railway Science Journal. 2017;76(6):354-361. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2017-76-6-354-361.
5. Бржезовский А. М. Предложения по разработке референтной методики измерения боковых сил // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2022. Т. 81, №2. С. 101–113 [Brzhezovskiy A.M. Proposals for development of a reference method for measuring lateral forces. Russian Railway Science Journal. 2022;81(2):101-113. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-2-101-113.
6. Коган А.Я. Оценка интенсивности бокового и вертикального износов рельсов под проходящими поездами // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2017. Т. 76, №3. С. 138–145 [Kogan A.Ya. Evaluation of the intensity of lateral and vertical wear of rails under passing trains. Russian Railway Science Journal. 2017;76(3):138-145. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2017-76-3-138-145.
7. Карпущенко Н.И., Величко Е.С., Антерейкин Е.С. Анализ процессов нарастания износа рельсов и их ресурса в кривых участках пути // Наука и транспорт. 2012. №3. С. 48–51 [Karpushchenko N.I., Velichko E.S., Antereykin E.S. Analysing processes contributing to greater wear of rails and reduction of their service life in curved segments of the track. Nauka i transport. 2012;(3):48-51. (In Russ.)].
8. Исследование бокового износа рельсов в кривых на перевальном участке / Н. И. Карпущенко [и др.] // Путь и путевое хозяйство. 2018. №9. С. 35–40 [Karpuschenko N.I., Antereykin E.S., Zamelova D.Yu., Trukhanov P.S. Research work of rail wear in curved track in the pike. Railway Track and Facilities. 2018;(9):35-40. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/xydwzv.
9. Карпущенко Н.И., Река Е.М. Интенсивность бокового износа рельсов в кривых в зависимости от эксплуатационных условий // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 2 (61). С.57–66 [Karpushchenko N.I., Reka E.M. Intensity of rail lateral wear in curves depending on operating conditions. The Siberian Transport University Bulletin. 2022;(2):57-66. (In Russ.)]. https://doi.org/10.52170/1815-9265_2022_61_57.
10. Бороненко Ю.П., Рахимов Р.В. Экспериментальное определение боковых нагрузок от взаимодействия колеса с рельсом // Транспорт Российской Федерации. 2019. №6(85). С. 50–53 [Boronenko Yu.P., Rakhimov R.V. Experimental determination of side loading from wheel–rail interaction. Transport of the Russian Federation. 2019;(6):50-53. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/nlzoyr.
11. Певзнер В.О., Белоцветова О.Ю., Потапов А.В. Результаты наблюдений по оценке влияния эксплуатационных факторов на боковой износ рельсов // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2016. Т. 75, №4. С. 242–247 [Pevzner V.O., Belotsvetova O.Yu., Potapov A.V. Results of observations to evaluate the impact of operational factors on the side rail wear. Russian Railway Science Journal. 2016;75(4):242-247. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2016-75-4-242-247.
12. Экспериментальное определение боковых сил в системе «колесо – рельс» при движении поездов по горно-перевальному участку / А. П. Ресельс [и др.] // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2020. Т. 65, №1. С. 75–84 [Resel’s A.P., Filatov E.V., Koven’kin D.A., Baranov T.M. Experimental determination of lateral forces in the «wheel—rail» system during the movement of trains along the mountain-pass section. Modern Technologies. System Analysis. Modeling. 2020;65(1):75-84. (In Russ.)]. https://doi.org/10.26731/1813-9108.2020.1(65).75-84.
13. Краснов О.Г., Акашев М.Г., Колтунов В.Ю. Силовые факторы, действующие на путь от разных типов подвижного состава в условиях горно-перевального участка // Наука 1520 ВНИИЖТ: Загляни за горизонт: сб. матер. науч.-практ. конф. АО «ВНИИЖТ», Щербинка, 26–27 августа 2021 г. Щербинка: АО «ВНИИЖТ», 2021. С. 110–115 [Krasnov O.G., Akashev M.G., Koltunov V.Yu. Force factors acting on the track from different types of rolling stock in the conditions of the mountain-overpass area. In: Science 1520 Railway Research Institute: Look beyond the horizon: Collection of research and practice conference materials JSC VNIIZhT, 26–27 August 2021, Shcherbinka. Shcherbinka: JSC VNIIZhT; 2021. p. 110–115. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/cthcgv.
14. Обобщение мирового опыта тяжеловесного движения: конструкция и содержание железнодорожной инфраструктуры: [сб. ст.] / пер. с англ. С.М. Захарова. М.: Интекст, 2012. 568 с. [Zakharov S.M. (transl.) Generalisation of Global Experience in HeavyHaul Traffic: Design and Maintenance of Railway Infrastructure: [collection of articles]. Moscow: Intext Publ.; 2012. 568 p. (In Russ.)].
15. Эволюция повреждаемости рельсов дефектами контактной усталости / Е.А. Шур [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2015. Т. 74, №3. С. 3–9 [Shur E.A., Borts A.I., Sukhov A.V., Abdurashitov A.Yu., Bazanova L.V., Zagranichek K.L. Evolution of the ContactFatigue Defects Caused Rail Failure Rate. Russian Railway Science Journal. 2015;74(3):3-9. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/tuvqnp.
16. Луговский А.Ю., Богданов О.К. Правильно ли мы определяем интенсивность бокового износа в кривых? // Путь и путевое хозяйство. 2022. №6. С. 33–37 [Lugovsky A.Yu., Bogdanov O.K. Do we correctly determine the rate of side wear in curves? Railway Track and Facilities. 2022;(6):33-37. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/gdoyxy
Рецензия
Для цитирования:
Луговский А.Ю., Богданов О.К. Результаты исследований силового воздействия колес полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс на рельсы в кривых участках пути. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2023;82(4):297-313. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-4-297-313. EDN: https://elibrary.ru/hrutlq
For citation:
Lugovsky A.Yu., Bogdanov O.K. Results of exploring the force impact of 25 tf open-box cars on the rails of curved tracks. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2023;82(4):297-313. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-4-297-313. EDN: https://elibrary.ru/hrutlq